Аппликатура большой шотландской волынки
Эндрю Т. Ленц, Санта Круз, Калифорния
Материалы публикуются с разрешения автора.
Любое копирование и перепечатка запрещены
На большой шотландской волынке чаще всего извлекается девять основных нот. В этой статье мы представим вам схемы и диаграммы, на которых показаны положение рук и пальцев в технике игры на волынке, объясним, как извлекать каждую из этих нот, а также несколько других, которые используются реже.
Если вам понадобится объяснение некоторых терминов, вы можете заглянуть в словарь волынщика.
Стандартные ноты
Эти девять основных нот - дополнительные ноты будут обсуждаться ниже - извлекаются благодаря использованию восьми игровых отверстий, расположенных на трубке волынки. Эти игровые отверстия названы в соответствии с нотами, которые звучат, когда отверстие открыто. На верхней части трубки волынки расположены семь отверстий - снизу вверх - от нижней А до верхней G. На нижней части трубки почти у самого верха расположена верхняя А. (Обычно волынщики не говорят «игровое отверстие для нижней G», потому что нижняя G звучит, когда все игровые отверстия закрыты. Во всяком случае, такой термин можно применить к открытому основанию трубки или, если они есть, к двойным клапанам, расположенным на другой стороне трубки после «нижнего А» отверстия.)
Положение пальцев
Для извлечения звуков должны быть задействованы обе руки. Не должен использоваться лишь только левый мизинец - он не должен использоваться совсем, если, конечно, волынщик не захочет, чтобы его ампутировали - и большой палец правой руки, который просто придерживает трубку волынки. Расположение рук следующее: левый указательный палец закрывает игровое отверстие «верхней G», а правый указательный палец - игровое отверстие D. При отдыхе пальцы остаются на месте.
Примечание: Данная статья описывает аппликатуру волынки, когда на ней играет правша. Почти так же, как и гитаристы, многие левши могут научиться играть на волынке с тем же положением рук, как и правши. Один волынщик-левша, которого я знаю, предпочел выучиться игре на волынке как правша (в его случае это нужно было просто для того, чтобы не выделяться среди других членов группы). Это говорит о том, что описываемый мной способ игры вполне подходит и для левшей.
Положение пальцев, ладоней, рук
Уточним несколько моментов. На трубке волынки не играют как на клавиатуре, что является частой ошибкой начинающих волынщиков. Левой рукой (расположенной вверху) игровые отверстия закрываются подушечками пальцев перед суставом. Правой рукой (расположенной внизу) игровые отверстия закрываются пальцем после первого сустава, за исключением мизинца, который играет подушечкой перед суставом. Подушечка верхнего большого пальца закрывает «верхнее А» отверстие. Нижний большой палец придерживает трубку волынки немного ниже, чем его привычное расположение, то есть остается вблизи от пальца на отверстии C с другой стороны трубки, но определенно ниже пальца на отверстии D. Пальцы нужно держать относительно прямыми, но не зажатыми, лишь слегка изогнутыми. Тыльная сторона каждой ладони должна быть параллельной предплечью, не выгнута, и не вогнута. Вы должны быть в состоянии дать отдых мышцам на тыльной стороне ладоней и рук, без передышки в игре.
Когда вы поднимаете пальцы, чтобы извлечь определенную ноту, они не должны отрываться от трубки волынки больше, чем на расстояние, приблизительно равное толщине пальца. Для того, чтобы избежать повреждений, если вам нужно переместить палец под тем пальцев, который находится в поднятом положении, перемещаемый палец должен легко проскользнуть между трубкой и поднятым пальцем. Поднимать пальцы немного повыше - это хорошо, вам необходимо держать пальцы достаточно высоко, чтобы извлекаемый звук был чистым, однако избегайте «синдрома улетных пальцев» - этот процесс нужно контролировать. Также поднятый палец должен оставаться над отверстием, к которому он относится, чтобы быть готовым быстро опуститься и закрыть отверстие, не предпринимая лишних движений вперед, назад или из стороны в сторону, чтобы найти отверстие.
Пара слов о неиспользуемом мизинце «верхней» руки. Мизинец должен «плавать» с пальцем, закрывающим отверстие E, сопровождая его в движении. Вам не нужно прилагать усилий, чтобы заставить его находиться в неестественном положении. Должен быть легкий естественный изгиб. Если мизинец движется вместе с пальцем, закрывающим отверстие Е, прекрасно. Если опускается вниз вместе с тем же пальцем, тоже прекрасно. Если вы обнаружили, что мизинец задевает трубку волынки или другие пальцы, то, возможно, вам нужно немного повернуть вашу «верхнюю» руку: представьте, что ваш указательный палец - опорная точка и вы возвращаете ваш палец на отверстием Е с трубки на мундштук. Не обращайте внимания на ваш мизинец и позвольте ему делать все, что «вздумается». Со временем вы не будете про него и вспоминать.
Распространенные ноты
Следующие ноты являются наиболее часто используемыми при игре на волынке и изучаются каждым начинающим волынщиком.
Дополнительные ноты
Следующие ноты не так часто используются, особенно начинающими волынщиками. Ноты piobaireachd используются обычно при исполнении музыки piobaireachds, одной из разновидностей мелодий для волынки. В обычных мелодиях такие ноты можно найти в одной из сотен, кроме того, такие мелодии, если все-таки и содержат такую аппликатуру, как правило, присутствуют в современных композициях.
Аппликатура piobaireachd
Нет определенной разницы в музыкальном пласте музыки для аппликатуры piobaireachd, кроме как той, что она используется только для исполнения протяжных классических мелодий piobaireachd, а не маршей, не джиг или другой «легкой музыки».
Аппликатура «Бекар»
C-бекар или F-бекар не являются общепринятыми нотами, и фактически, в определенных язычках волынок - как правило, слабых язычках - и трубках, не могут быть извлечены правильно. Гамма волынки включает две изначально повышенные на полтона ноты: C и F. Когда эти ноты извлекаются без диезов, они привносят минорное звучание и могут изменить мелодию именно в силу своей необычности.
Вы можете поэкспериментировать и определить, помогут ли открытые также отверстия C или B звучать на вашей волынке правильно.
Gracenotes (грэйсы)
Грэйсы извлекаются простым поднятием пальца на нужной нотой. Например, для D-грэйса отверстия D, C и B закрыты, только палец на отверстии D очень быстро - но полностью - для начинающего - поднимается. Практически все грэйсы в конце концов должны извлекаться очень быстро, звуча как чириканье, но исключением являются несколько нот piobaireachds, отмеченные как грэйсы, но фактически, извлекаемые почти как ноты обычной мелодии. Без помощи учителя научиться извлекать грэйсы очень трудно.
Даже не думал что это так сложно..на фотках далеко не всё поймёшь , учитель нужен
В принципе, для начала можно и тьютором воспользоваться. Аппликатура непривычная — это да, а в целом, как и с многими другими духовыми.
А если дыхалочка слаба ? тяжеловато наверное будет..надр больше бегать
Вадим, причем тут дыхалка ? Написано же «Техника» , дело в технике а не силе легких.
Думаю чтобы играть на этом инструменте нужно иметь просто огромные легкие. К тому же я практически не видела волынщиков женщин. Это доказывает то,что волынка-чисто мужской инструмент.
У меня возник вопрос. Как влияет достаточно долгий опыт игры на кларнете и саксофоне на привыкание к волынке?
Однозначно, положительно :).
Да, сложная наука…
Я вот и не думал, что так много народу увлекается волынкой.
Мира, для игры на волынке не нужны огромные легкие! если вы не поняли, то звук подается с помощью локтя левой руки, но чтобы звук был непрерывный надо поддувать в бурдюк воздух, дышишь себе и дышишь, все равно что шарик надувать. На счет сложности аппликатуры не знаю, по картинкам ничего не понял, т.к. не в скрипичном ключе видно. Сам я саксофонист, и насколько я знаю, у всех духовых инструментов данного типа (Блок-флейта, саксофон, кларнет, гобой) аппликатура очень сильно схожая, только кнопок разное кол-во, но поскольку почти все духовики перед своим инструментом игра.т на блок-флейте (я не исключение), кол-во дырок и расположение на волынке и блок-флейте одинаковое, я не думаю что там внутри так наворочено, что аппликатура другая. Хочу в скором времени себе купить волынку и наконец освоить её, уж очень понравилась она мне после фолк-феста «Дикая мята» (кто был, я про дядьку из отавы ё, волыниста и как он скакал))).Очень нравится это необычное звучание.