Струнно смычковые инструменты и их особенности
Человечество с давних пор сопровождала музыка. Ныне совершенно невозможно представить свою жизнь без музыкальных произведений. Она окутывает людей везде и всегда, нередко можно встретить человека, слушающего музыку на улице или в общественном транспорте. Сейчас крайне популярными в музыке являются струнно смычковые инструменты, благодаря своему дивному и завораживающему звучанию.
Прежде всего следует отметить, какие инструменты относятся к этой группе:
- скрипки;
- альты;
- виолончели;
- контрабасы.
Любой человек может без особого труда определить, у какого из перечисленных инструментов звучание выше, а у которого ниже, достаточно лишь взглянуть на него и провести некоторые аналогии с миром животных.
Например, маленькая мышка тоненько пищит, а массивный слон тяжело басит. Так и в мире струнных смычковых инструментов: изящная, утончённая скрипка обладает высоким и лёгким голосом, а крупный контрабас может гордиться самым низким и тяжёлым звучанием. Точно также обстоят дела и со струнами у этих инструментов. Самая толстая струна и звучит ниже других, а самая тонкая – будет легко и высоко петь.
Как же появились на свет эти уникальные и прекрасные инструменты?
На этот вопрос может ответить одна старая и красивая легенда.
Давным-давно во время охоты в лесах охотник неожиданно для себя отметил, что прикасаясь к тетиве своего лука и натягивая её появляются довольно приятные и мелодичные звуки. Возможно, красивая природа леса способствовала такому открытию или же просто так совпало, кто знает.
При попытке добавить еще тетиву, новая издавала уже немного другие звуки, так как отличалась длиной от первой. Так появились первые струнные инструменты, ставшие прообразом известных ныне лиры или арфы. Однако при простом щипке и звук получался короткий, непродолжительный.
Затем кто-то догадался воспользоваться тонкой палочкой, с закрепленным на ней пучком из конского волоса. С помощью такого приспособления, позже названного смычком, звук получался тянущимся, певчим, очаровывающим. Таким образом и появились первые струнные смычковые музыкальные инструменты.
Позже, в XV столетии появились предшественники современных инструментов – виолы. Очень красивое и утончённое название (в переводе с итальянского цветок, фиалка) соответствовало и красоте инструмента и её мелодичному, нежному звучанию.
В качестве материалов использовались дорогие и ценные породы древесины, мастера украшали свои изделия различными узорами и орнаментами. За свой мягкий и нежный, певческий звук виолы быстро завоевали популярность и часто звучали во дворцах у знати. Как правило, на них играли музыканты при приглушенном, мягком свете свечей.
Со временем, общество развивалось и старинные виолы трансформировались в фактически современные струнно смычковые инструменты.
XVI-XVII столетия – эпоха выдающихся мастеров
Именно в это время в итальянском городке Кремона творили выдающиеся мастера, имена которых позже будут необычайно известны в музыкальной среде. Среди них такие великие таланты как Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Никола Амати, делавшие непревзойдённые инструменты, которые невероятно дорого ценятся и по сей день благодаря уникальным звуковым качествам.
Инструменты, выполненные такими мастерами имеют надпись имени создателя и отличаются необычайно изящными формами и великолепными звуковыми характеристиками.
Устройство струнных смычковых инструментов
Форма корпуса музыкальных инструментов данной группы отдалённо походит на очертания тела человека. Сам же корпус состоит из двух дек (верхней и нижней), предназначением которых является отражение и усиление издаваемых инструментов звуков. Также на верхней деке располагаются специальные резонаторные отверстия, называемые «эфами» благодаря своему виду, похожему на написание латинской литеры f.
К корпусу прикрепляется гриф, который как правило выполнен из чёрной древесины и являющий собой длинную узкую пластину, над которой и проходят струны инструмента. Для закрепления и настройки струн инструментов предназначены специальные колки, закрепленные в конце грифа, называемом головкой.
Важной частью является смычок – специальная трость с закрепленными конскими волосами, которая используется для извлечения звуков.
Игра на инструментах
При игре на этих музыкальных инструментах исполнители пальцами прижимают струны в разных местах к грифу для искусственного сокращения струны и извлечения звуков различной тональности. Как правило, звук извлекается путём проведения по струнам смычка, однако есть и специальные приёмы игры щипками, что позволяет разнообразить звучание.
Такой приём, называемый «пиццикато» нередко использовался композиторами для придания необычного и увлекательного колорита музыкальному произведению.
Видео: Скрипка и её звуки
Похожие новости.
Волынка, шотландская музыка — атрибуты Шотландии
Волынка является одним из символов шотландской культуры наравне с виски и килтом. Удивительный по звучанию инструмент, невозможно спутать ни с какими другим. Волынка, шотландская музыка являются украшением любого торжества, будь
Волторна музыкальный инструмент духовой группы
Каждый предмет, извлекающий особый звук, имеет свою историю происхождения. Обычно они стают следствием переселения народов, о которых можно найти упоминания во многих литературных произведениях определенного народа, в частности, эпоса, преданий,
Стоит ли обучаться играть на гитаре
Хотите научиться играть гитаре? Задумываетесь о том, стоит ли посещать уроки игры на гитаре? Ответы на данные вопросы, несомненно, должен быть положительным. Почему? Давайте подумаем.Человек с гитарой в руках - всегда
Валерий Гергиев скоро может стать главой Большого театра
Всем интересующимся культурой людям известно, что Валерий Гергиев и Мариинский театр прошли очень солидный путь вместе. Причем им удалось добиться значительных успехов. Началось все в уже далеком 1992 году, когда
Волынка своими руками
Всем известно, что широкую популярность такой инструмент, как волынка приобрел именно шотландской волынке. По поводу данного инструмента в Шотландии говорят, что неповторимый звук волынки должен сочетаться с голосом человека и