Выбор волынки. Советы от Андрея Герасимова
В ходе одной из наших бесед Андрей заметил, что мой сайт посвящен, в основном, шотландской волынке и большая часть советов, в том числе по выбору инструмента, относятся именно к этому виду.
Попытаемся исправить ситуацию. В этой статье Андрей делится своим опытом по выбору инструмента.
Прим. П.Б.
К выбору волынки, как и любого другого инструмента, стоит подходить осознанно. Помимо внешнего вида инструмента необходимо, конечно, учитывать его звуковые возможности.
Прежде всего я рекомендую собрать максимум информации об инструменте. Подумайте, какую музыку вы планируете исполнять. Будет ли это фолк-музыка, старинная музыка, ирландская или шотландская традиционная музыка и т.п.
Хотите ли вы учиться играть на инструменте или снимать его со стены раз в год?
Если будете учиться - есть ли у кого (сейчас даже через веб-камеру учат некоторые).
Будете ли вы играть как соло-исполнитель, в пайп-бэнде (про это вам может, кстати, глубокоуважаемый Артемий Воробьев рассказать), в ансамбле с другими инструментами, в консорте....
На заметку: следите за итальянским футболом и вас интересует Состав Сампдории? Тогда посетите сайт uc-sampdoria.ru, где вы найдёте и состав ФК Сампдория и много другой интересной информации об этом клубе.
Подумайте о необходимом диапазоне инструмента с учетом этого. Нужен ли вам полностью хроматический инструмент или частично. Некоторые волынки являлись и являются национальными инструментами, четко ориентированными на музыку того или иного народа.
И здесь опять же встает вопрос выбора, т.к. некоторые производители предлагают как традиционные варианты чантера, так и более приспособленные под общеевропейскую музыку.
Подумайте также о громкости инструмента - сможете ли вы играть в своей квартире на громкой волынке или лучше взять вариант потише?
На громкость и звучание влияет форма канала. Инструменты с цилиндрическим каналом чантера - более тихие, их звук имеет больше обертонов, по сравнению с коническим.
Немаловажно и то, из чего сделаны трости. Согласны ли вы учиться настраивать трости или предпочтете пластик, который меньше реагирует на изменения влажности, но дает более плоский звук?
Какое дерево выбрать для чантера и бурдонов - готовы ли вы учиться ухаживать за ним или предпочтете полипенко?
Лучше, конечно, посоветоваться с более опытными музыкантами. Как я уже неоднократно говорил - идеальной волынки не существует. Поэтому надо более или менее четко представлять себе характеристики инструмента.
Вопрос цены - для меня это прежде всего соотношение цена/качество. Готовы ли вы купить дешевый инструмент и потратить в итоге большое количество времени и денег на его ремонт и доработку? Может быть лучше поднакопить денег? Какова себестоимость пакистанской волынки за 200 у.е. Представьте себе, что производитель платит за дерево-мешки-хемпинг-украшения, платит за аммортизацию станков, платит за электричество и воду, платит за сборку-проверку-упаковку-отправку, зарплату платит рабочим...
Но это также не значит, что нортумбрийская волынка за 10.000 евро, сделанная в Нортумбрии, будет звучать на все 10.000 евро.
Ищите разумные компромиссы. И помните, что на eBay продаются "инструменты неизвестного мастера" из Пакистана.
Вообще, волынку б.у. можно покупать только при участии более опытного волынщика. Всегда есть определенный риск.
Мне несколько лет назад предлагали "шотландскую волынку мастера такого-то (упоминался известный шотландский мастер)" абсолютно новую, по скромной для таких инструментов цене. Оказалось - Пакистан.
Потому что даже внешне зачастую можно определить и мастера и даже год изготовления. Если знаешь как.
А "вот куплю себе сначала подешевле, а уж как научусь..." - это предрассудок. Учиться надо на хорошем инструменте. Как играть на волынке из которой во все стороны свистит воздух, а чантер подозрительно скривился влево?
Вопрос с выбором мастера тоже не самый простой.
Лучший способ - поиграть на инструменте. На мой взгляд - это наиболее оптимальный вариант. Прислушаться к своим ощущениям.
Сравнить разные инструменты. Обсудить возможности. Покупаете через интернет - заказывайте максимальное количество фото.
Обращайте внимание на стандартность изготовления тростей на фото, на качество токарных работ.
Поговорите с теми людьми, которые играют на инструменте этого мастера. Не торопитесь с выбором - сравните инструменты разных мастеров.
Еще одно мое правило - стандартные инструменты. Т.е. вы додлжны иметь возможность просто заменить, например, трость или какую-то другую часть инструмента без проблем.
Если же каждый раз для небольших манипуляций вы вынуждены отдавать инструмент мастеру на пару недель.....
В идеале, вы должны предусматривать периодический контакт с мастером в будущем. Поэтому, как говорил один мой знакомый " вы должны быть друг другу симпатичны".
И учтите (и внимательно изучите) условия гарантийного ремонта и сроки предоставляемой гарантии.
Что касается выложенных на ряде сайтов образцов звучания, учтите, что его можно "подчистить" при звукозаписи, может быть записан инструмент другого мастера, то же самое и с фото. Так что - доверяй, но проверяй.
Есть печальный опыт с одним из отечественных мастеров. Он играет и показывает на выставках чужие инструменты. А присылает - свои. Качество весьма разнится.
Мастер должен четко знать и объяснить при необходимости, почему он выбирает именно это дерево, почему именно так обрабатывает, зачем нужна та или иная деталь. Многие, на первый взгляд декоративные детали волынки, несут функциональную нагрузку. К сожалению, у ряда отечественных мастеров они выродились в "только декоративные" элементы. Поэтому и играть тяжело, и дерево движется со временем.
Похожие новости.
Мнение Артемия Воробьева о выборе волынки
Основное отличие волынок друг от друга - это национальный колорит, тональность, лад, традиция исполнительского искусства и тембр звука. Как правило все волынки созданы для своего региональноэтнического стиля музыки, то есть конечно
История волынки
Статья создана в соавторстве с Андреем Герасимовым За определением этого инструмента можно обратиться к словарю Брокгауза и Эфрона, вот что они пишут о волынке: «Волынка — народный музыкальный инструмент с воздушным резервуаром,
Некоторые рекомендации для работы волынщика фолк-рок группы в студии
Автор: Алексей Шкуропатский Ниже я изложу некоторые практические выкладки, касающиеся студийной работы волынщика в условиях сотрудничества с рок-группой, сделанные мной, исходя из собственного опыта работы в группе F.R.A.M. 1. Выбор студии Выбор